Вы здесь

22 ноября 2012
Потребитель – знай свои права

О том, что должен знать рядовой гражданин, ежедневно совершающий покупки и заказывающий услуги, на открытой лекции рассказала руководитель кафедры Института (филиала) МГЮА имени О.Е.Кутафина в г. Кирове, кандидат юридических наук, член Ассоциации юристов России Ю.Н.Фольгерова.

Встреча для всех желающих прошла 20 ноября 2012 года в рамках Месячника правового просвещения, организованного Институтом совместно с Правительством Кировской области и Уполномоченным по правам человека в Кировской области.
Как отметила Юлия Николаевна, основными нормативно-правовыми актами, регулирующими такие права, выступают Гражданский кодекс РФ и Закон РФ «О защите прав потребителей». Если первый – труд весьма увесистый, то Закон по объему не так уж и велик, стоит он недорого, а приобрести его можно практически в любом книжном магазине.
Кто же выступает потребителем и, соответственно, может заявить о своих правах? Дело в том, что по законодательству, таковыми выступают не только лица, например, купившие товар для личных целей, но и их наследники, а также те, кто пользуются вещью. Иными словами, отстаивать свои интересы могут и они.
Заходя в магазин, ателье, центр дополнительного образования следует обращать внимание на наличие информации о наименовании, месторасположении, режиме работы, об органе госрегистрации и его наименовании.
Кроме того, ряд видов деятельности подлежат лицензированию и аккредитации. В таких фирмах должны быть соответствующие документы, а также реквизиты организации, кто их выдал.
Также следует обращать внимание на сведения о товаре или услуге, речь идет о сроках годности, службы, гарантийном сроке, а также правилах их использования. Вместе с этим, у потребителей есть и другие права:
на безопасность товара или услуги;
на товары (работы, услуги) надлежащего качества, здесь, в том числе, речь идет и о продаже вещей для конкретных целей, т.е. для одних, например, швейная машина должна только шить, для других, вдобавок, еще и обметывать. Если вам продали не совсем то, что вы хотели – вы можете обратиться за обменом товара или возвратом денег; заменить товар или расторгнуть договорные отношения с продавцом потребитель может и при обнаружении в товаре или услуге недостатков;
заменить непродовольственные товары или вернуть деньги покупатель также может и в случае, если вещь не подошла по размерам, цвету, фасону и т.п., правда, вещь при этом, должна сохранить свои первоначальные свойства: форму, цвет и т.п. и быть с ярлыками и этикетками. Такому обмену не подлежат: предметы личной гигиены; парфюмерно-косметические товары; товары, отпускающиеся на метраж (ленты, провода); чулочно-носочные изделия, нижнее белье; бытовая химия и агрохимикаты; бытовая мебель; ювелирные изделия; животные и растения; непериодические издания; а также автомашины.
Обязанности продавца по описанным выше случаям разнообразны. Помимо замены товара, устранения недостатков в работе или возврата денег, потребитель может потребовать: возместить расходы на самостоятельное исправление недостатков и уменьшения цены товара или услуги.
С продавцов, исполнителей и изготовителей потребители вправе возместить убытки, взыскать неустойку и компенсировать моральный вред.
Ю.Н.Фольгерова подчеркнула, что хотя закон предполагает два варианта предъявления требований потребителя к продавцу, исполнителю или изготовителю: претензия и обращение в суд, для начала лучше попробовать воспользоваться первым. При этом, приходя к продавцам с письменными претензиями, следует запастись хорошим настроением и вежливостью, – практика показывает, что если человек по-доброму заявляет о своих правах, как правило, хотя и не всегда, продавцы идут на уступки – обменивают товар или возвращают деньги.
В противном случае, – смело идите в суд. Такие дела рассматривают районные суды, при этом госпошлина не взимается.

По информации пресс-службы
Института (филиала) МГЮА имени О.Е.Кутафина в г. Кирове